Страницы

понедельник, 14 февраля 2022 г.

Развитие выносливости у детей дошкольного возраста

 

Выносливость - это способность человека к длительному выполнению интенсивной работы на требуемом уровне, которая обеспечивается повышенными возможностями функциональных систем организма.

Развитие двигательных качеств – одно из основных направлений процесса физического совершенствования дошкольников. Целенаправленное развитие двигательных качеств начинается в дошкольном возрасте, в соответствии с морфологическими особенностями и функциональными  возможностями детей. При этом необходим дифференцированный подход, учитывающий состояние здоровья, двигательную подготовленность, особенности психики ребенка.

Педагогическое воздействие на развитие тех или иных качеств

обеспечивается соответствующим подбором физических упражнений и

методикой их проведения. Все качества развиваются у дошкольника в

комплексе.

     Например: прыжок в длину с места выполняют установку прыгнуть как

можно дальше, происходит воздействие на развитие скоростно-силовых

качеств, если детям предлагают приземлиться после отталкивания в

обусловленное место, в этой ситуации происходит развитие ловкости ,т.к.

необходимо соразмерить мышечные усилия.


     Рассмотрим особенности развития выносливости у детей дошкольного

возраста:

Развивать выносливость – это значит постепенно повышать

сопротивляемость организма. Уровень развития выносливости тесно связан с

работоспособностью организма человека , выполняющего как умственную , так и физическую работу. У дошкольников целесообразно развивать в работе

умеренной и переменной интенсивности, не предъявляющей больших

требований к анатомо-физиологическим особенностям организма.

Установлено, что при однообразной мышечной деятельности у детей

быстрее наступает усталость. Поэтому дошкольники лучше переносят

разнообразные по содержанию и кратковременные физические нагрузки,

поэтому формируется не чистая выносливость, а скоростная выносливость или выносливость в выполнении упражнений силового характера и т. д. В этой связи правомерно говорить о развитии общей выносливости.

     Наиболее распространенное средство для развития выносливости

дошкольников – общеразвивающие упражнения, выполняемые в процессе

утренней гимнастики и на занятиях физической культуры. Важно при

использовании данных упражнений соблюдать интервалы для отдыха между

ними, что делает физическую нагрузку более доступной ребенку. Выполнение ОРУ с незначительными паузами 15-20 секунд, необходимыми для изменения И.П. и напоминания следующего упражнения, позволяют осуществлять двигательную активность при высокой активности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

     Для повышения выносливости дошкольников большое значение имеет

постановка правильного дыхания детей. Так как у дошкольников через легкие протекает значительно большее количество крови , чем у взрослых. Для совершенствования данной функции в процессе выполнения упражнений

необходимо обращать внимание на дыхание детей. При выполнение О.Р.У.

вдох производится во время движений, расширяющих грудную клетку и

выпрямляющих туловище ( поднимание рук вверх, в стороны) ,а выдох – при

движениях, способствующих сжатию грудной клетки (наклоны туловища,

опускания рук).

     Развитию выносливости у детей всех возрастных групп способствует

повышение моторной плотности занятий физической культуры, оптимальная

дозировка упражнений. Длительность пауз между выполнением основных

движений должна составлять 30-40 секунд после упражнений средней и низкой интенсивности ( метание предметов в цель и на дальность, упражнения в равновесии , прыжки в длину с места и т. д. ) и 1,5-2 мин.      После упражнений высокой интенсивности ( прыжки в высоту и длину с разбега ,лазание по гимнастической стенке ,бег, в эстафетных играх и т.д. ).

На развитие общей выносливости детей положительно влияют пешие

переходы за пределы участка дошкольного учреждения . Циклические

движения (ходьба , бег , передвижение на лыжах и др.) ,подвижные игры с

элементами бега, прыжков , лазания способствуют совершенствованию

функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем ,повышают физическую

работоспособность и также обеспечивают развитие общей выносливости

ребенка .

     Целесообразно использовать подвижные игры. Например: «гуси –

лебеди», «у медведя во бору» , «ловишки» и др. Следует помнить, что

допустимую степень утомления можно определить по внешним признакам:

незначительное покраснение лица , потливость , учащенное дыхание ,при этом ребенок хорошо воспринимает и адекватно реагирует на указания педагога.  Поэтому нужно придерживаться рекомендуемой дозировки.

     Значительный эффект для развития общей выносливости дают и

упражнения спортивного характера: ходьба на лыжах; катание на коньках ,

плавание , езда на велосипеде и т.д.

     Все эти средства физической культуры существенно влияют на

совершенствование функций органов и систем организма ребенка, помогают

повысить его выносливость к различным мышечным усилиям. Таким образом создается определенный резерв для повышения общей работоспособности дошкольников.


Упражнения, развивающие общую выносливость:

1. Бег в замедленном темпе ( от 30 секунд до 2 минут) –бег между деревьями,

по бревну, положенному на землю ,с преодолением различных препятствий.

2. Бег со средней скоростью ( 2,3-2,5 м/сек), дистанция 80 –100 м.(4-5 раз).

3. Бег с максимальной скоростью , дистанция 5-10 м.(5-8 раз).

4. Бег в замедленном темпе по пересеченной местности , дистанция не более

300 м.

5. Прыжки вверх.(И. П.: глубокое приседание 30-35 раз).

6. Прыжки на месте .(150-200 подскоков с интервалом через каждые 50).

7. Прыжки на возвышении (пень высотой от 10-12 до 25-30 см.),в

индивидуальном темпе до выраженного утомления.


Комментариев нет:

Отправить комментарий