Выносливость - это способность человека к длительному выполнению интенсивной работы на требуемом уровне, которая обеспечивается повышенными возможностями функциональных систем организма.
Развитие двигательных качеств – одно из основных направлений процесса физического совершенствования дошкольников. Целенаправленное развитие двигательных качеств начинается в дошкольном возрасте, в соответствии с морфологическими особенностями и функциональными возможностями детей. При этом необходим дифференцированный подход, учитывающий состояние здоровья, двигательную подготовленность, особенности психики ребенка.
Педагогическое воздействие на развитие тех или иных качеств
обеспечивается соответствующим подбором физических упражнений и
методикой их проведения. Все качества развиваются у дошкольника в
комплексе.
Например: прыжок в длину с места выполняют установку прыгнуть как
можно дальше, происходит воздействие на развитие скоростно-силовых
качеств, если детям предлагают приземлиться после отталкивания в
обусловленное место, в этой ситуации происходит развитие ловкости ,т.к.
необходимо соразмерить мышечные усилия.
Рассмотрим особенности развития выносливости у детей дошкольного
возраста:
Развивать выносливость – это значит постепенно повышать
сопротивляемость организма. Уровень развития выносливости тесно связан с
работоспособностью организма человека , выполняющего как умственную , так и физическую работу. У дошкольников целесообразно развивать в работе
умеренной и переменной интенсивности, не предъявляющей больших
требований к анатомо-физиологическим особенностям организма.
Установлено, что при однообразной мышечной деятельности у детей
быстрее наступает усталость. Поэтому дошкольники лучше переносят
разнообразные по содержанию и кратковременные физические нагрузки,
поэтому формируется не чистая выносливость, а скоростная выносливость или выносливость в выполнении упражнений силового характера и т. д. В этой связи правомерно говорить о развитии общей выносливости.
Наиболее распространенное средство для развития выносливости
дошкольников – общеразвивающие упражнения, выполняемые в процессе
утренней гимнастики и на занятиях физической культуры. Важно при
использовании данных упражнений соблюдать интервалы для отдыха между
ними, что делает физическую нагрузку более доступной ребенку. Выполнение ОРУ с незначительными паузами 15-20 секунд, необходимыми для изменения И.П. и напоминания следующего упражнения, позволяют осуществлять двигательную активность при высокой активности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Для повышения выносливости дошкольников большое значение имеет
постановка правильного дыхания детей. Так как у дошкольников через легкие протекает значительно большее количество крови , чем у взрослых. Для совершенствования данной функции в процессе выполнения упражнений
необходимо обращать внимание на дыхание детей. При выполнение О.Р.У.
вдох производится во время движений, расширяющих грудную клетку и
выпрямляющих туловище ( поднимание рук вверх, в стороны) ,а выдох – при
движениях, способствующих сжатию грудной клетки (наклоны туловища,
опускания рук).
Развитию выносливости у детей всех возрастных групп способствует
повышение моторной плотности занятий физической культуры, оптимальная
дозировка упражнений. Длительность пауз между выполнением основных
движений должна составлять 30-40 секунд после упражнений средней и низкой интенсивности ( метание предметов в цель и на дальность, упражнения в равновесии , прыжки в длину с места и т. д. ) и 1,5-2 мин. После упражнений высокой интенсивности ( прыжки в высоту и длину с разбега ,лазание по гимнастической стенке ,бег, в эстафетных играх и т.д. ).
На развитие общей выносливости детей положительно влияют пешие
переходы за пределы участка дошкольного учреждения . Циклические
движения (ходьба , бег , передвижение на лыжах и др.) ,подвижные игры с
элементами бега, прыжков , лазания способствуют совершенствованию
функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем ,повышают физическую
работоспособность и также обеспечивают развитие общей выносливости
ребенка .
Целесообразно использовать подвижные игры. Например: «гуси –
лебеди», «у медведя во бору» , «ловишки» и др. Следует помнить, что
допустимую степень утомления можно определить по внешним признакам:
незначительное покраснение лица , потливость , учащенное дыхание ,при этом ребенок хорошо воспринимает и адекватно реагирует на указания педагога. Поэтому нужно придерживаться рекомендуемой дозировки.
Значительный эффект для развития общей выносливости дают и
упражнения спортивного характера: ходьба на лыжах; катание на коньках ,
плавание , езда на велосипеде и т.д.
Все эти средства физической культуры существенно влияют на
совершенствование функций органов и систем организма ребенка, помогают
повысить его выносливость к различным мышечным усилиям. Таким образом создается определенный резерв для повышения общей работоспособности дошкольников.
Упражнения, развивающие общую выносливость:
1. Бег в замедленном темпе ( от 30 секунд до 2 минут) –бег между деревьями,
по бревну, положенному на землю ,с преодолением различных препятствий.
2. Бег со средней скоростью ( 2,3-2,5 м/сек), дистанция 80 –100 м.(4-5 раз).
3. Бег с максимальной скоростью , дистанция 5-10 м.(5-8 раз).
4. Бег в замедленном темпе по пересеченной местности , дистанция не более
300 м.
5. Прыжки вверх.(И. П.: глубокое приседание 30-35 раз).
6. Прыжки на месте .(150-200 подскоков с интервалом через каждые 50).
7. Прыжки на возвышении (пень высотой от 10-12 до 25-30 см.),в
индивидуальном темпе до выраженного утомления.
Комментариев нет:
Отправить комментарий