понедельник, 11 января 2021 г.

Игры и упражнения с детьми зимой на улице

 

     Активность в движениях - необходимое условие нормального роста и развития организма дошкольника. И если в теплое время года ребята много бегают, прыгают, играют с мячом, катаются на велосипеде, то в холодное время года их активность снижается. Тяжелые одежда и обувь, ветер, мороз, снег и дождь ограничивают движения детей. В то же время хорошо известно, что недостаток подвижности снижает деятельность всех органов и систем организма, замедляет его рост, уменьшает сопротивляемость заболеваниям.

      Взрослым следует постоянно заботиться о создании необходимых условий для двигательной деятельности дошкольников зимой. А для этого многим родителям надо преодолеть собственную боязнь свежего морозного воздуха, не исключать прогулки ребенка и в ненастную погоду, так как движения на свежем воздухе (особенно зимой) приобретают особую ценность. Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является профилактическим эффективным средством закаливания детей, повышающим сопротивляемость их организма к инфекционным и простудным заболеваниям. Привычка гулять и играть в холодное время года закалит не только тело, но и характер ребенка.

Там, где проявляется действенная забота о том, чтобы малышам было интересно на площадке, дети и в зимнее время двигаются много и охотно. Снег является прекрасным строительным материалом. Из него можно соорудить постройки для разнообразных движений. Хорошо заранее предусмотреть места их расположения.

Благоустраивая игровую площадку, необходимо учитывать конкретные условия. Например: уже имеющуюся возвышенность можно превратить в горку, если подсыпать снег к бревну или дереву, обложить его вокруг утрамбованным снегом - получится снежный вал, по которому можно ходить, съезжать с него, перебрасывать, через, него снежки.

  Оставшийся от спиленного дерева пенек послужит основой для снежной фигуры медведя, зайца, оленя, в лапах,  которых укрепить корзину, ящик,  в который можно метать снежки. Между деревьями, прокладывается лыжня. Скамейку можно использовать для упражнений в равновесии, снежные бугорки для спрыгивания, открытый неглубокий лабиринт для разнообразных игр.

   Особое внимание надо обратить на одежду ребенка, так как его активность во многом определяется ее целесообразностью в зависимости от конкретных погодных условий.

  Родителям следует быть внимательными к ребенку, занятому физическими упражнениями, чтобы он не превысил свои реальные возможности, а это часто бывает в увлекательных играх и соревнованиях. Покраснение лица, частое шумное дыхание, возбуждение, конфликты с товарищами, нарушение координации движений - признаки чрезмерной нагрузки.

 Необходимо тактично переключить дошкольника на менее подвижную деятельность, но не наказывать полным прекращением движений, когда разгорячённый игрой ребенок может переохладиться.

Часто болеющие дети, имеющие какое-либо хроническое заболевание, особенно нуждаются в регулировании двигательной нагрузки в зимнее время. Им чаще необходимо чередовать более подвижную деятельность со спокойной. Например, после неоднократного скатывания с горки - предложить медленно покатать  куклу по дорожке на санях, подвижную игру  "Ловишки" сменить метанием снежков в цель.

  Несомненно, надо учитывать конкретную погоду: наличие ветра, осадков, повышение температуры воздуха к концу прогулки - и постараться не допускать ни перегрева, ни переохлаждения играющих детей.

 Родители могут  использовать зимние условия для упражнений детей в следующих движениях.

   Ходьба по следам, ходьба с подниманием колен, ходьба приставным шагом вправо и влево, восхождение на гору, и спуск с нее, ходьба змейкой между прутиками, вокруг сугробов.

Бег до дерева, змейкой, с горки на горку, наперегонки, с ловлей, с увертыванием.

 Упражнение в равновесии: ходьба по снежному валу прямо, боком, приставными шагами, перешагивание через снежки, палочки.

      Прыжки на месте и, продвигаясь вперед  на расстояние 3-4 м, спрыгивание со снежного вала или бугорка, прыжки вокруг сугроба на двух и на одной ноге.

      Подлезание под ветку, в снежном тоннеле.

      Метание в вертикальную и горизонтальную цель, на дальность, метание вверх.

  Игры на снежной площадке

   Во время оттепели, когда снег хорошо лепится, из него можно соорудить снежную крепость, фигуры зверей, снеговика, заготовить снежки для игр с метанием.

 Скатай шар.

Играющие делятся на равные возрастные группы,  договариваются о продолжительности игры (4-5 мин) и начинают катать снежный ком, стараясь делать его как можно большим. Выигрывает группа, скатавшая за установленное время самый большой ком.

 Попади в колпак.

Заранее лепится снеговик. Ему на голову надевают колпак (из картона) или корзину. С обозначенного расстояния 2-4 м, в зависимости от возраста играющих игроки по очереди бросают снежки, целясь в колпак. Выигрывает тот, кто попал большее число раз.Усложнение: не, просто попасть, а сбить колпак для этого надо попасть не в его основание, а в вершину.

Веселые снежинки.

Играющие разбегаются по площадке. Взрослый говорит: "Ветер подул, закружил снежинки" - ребята кружатся на том месте, где их застал сигнал. Взрослый: "Снежиночки, пушиночки устали на лету, кружиться перестали, присели отдохнуть" - малыши приседают. Затем дети снова разбегаются по площадке, игра повторяется.

  Трудный переход.

На площадке, где имеется снежный вал, скамейка, снежные бугорки разной высоты (20-30 см, расстояние между ними 10-15 см), детям можно предложить пройти, сохраняя равновесие, по этим постройкам. Обязательно установить направление движения во избежание столкновения.

 Накорми медведя (зайца).

Ребята с 2-3 м поочередно метают снежки, стараясь попасть в корзину, которая укреплена в лапах снежной фигуры. Выигрывает, забросивший большее количество снежков.

  Не попади в сугроб.

На площадке насыпается небольшой сугроб или кладется снежный ком. Играющие  берутся за руки, образуют круг, и по команде тянут друг друга на сугроб. Проигравшим считается тот, кто попадет в сугроб или столкнет в сторону ком.

 Попади в мяч.

На среднюю линию площадки кладут два мяча (резиновые, волейбольные).С расстояния 2 - 3 шагов двое ребят стараются попасть снежками и откатить свой мяч за заднюю линию площадки. Выигрывает тот, кто сумеет это сделать первым.

 Кто скорей по дорожке.

Из палочек, льдинок выкладывают две-три дорожки к снежному валу (скамейке), шириной 30 см, длиной 3 - 4 м. На снежном валу укрепляют флажки или палочки. Играющие прыгают на двух ногах по дорожке. Выигрывает тот, кто первым допрыгал и взял с вала флажок.

Заморожу!

 Ребята, которые стоят по кругу, прыгают на двух ногах со словами: "Не боюсь, не боюсь!" -  и при этом то поднимают руки вперёд, то прячут их за спину. Водящий, который стоит в центре старается дотронуться до игрока, у которого руки протянуты вперёд, и заморозить (хлопнуть по рукам).

 Снайпер.  

На снежном валу устанавливают мишени (размером 30 х 30см) - из фанеры по количеству играющих. Перед валом чертят несколько линий на расстоянии      1,5 - 2 - 2,5 - 3м. Ребята бросают в мишени снежки или мячи. Меткий снайпер при попадании отходит назад, на следующую линию. Выигрывает тот, кто окажется на самой дальней - от мишени линии.

 Загони льдинку.

В центре площадки обозначен краской круг.  На расстоянии нескольких метров от него стоят игроки, у их ног льдинка. Прыгая на одной ноге, игрок подбивает льдинку, загоняя ее в центральный круг. Отмечается игрок, который первым загнал льдинку в центр круга и припрыгал на его черту на одной ноге.

Катание на санках.

Это развлечение пользуется любовью детей всех возрастов.  Спустившись с горки, - ребенок тотчас старается снова подняться на нее.- Он готов кататься непрерывно, затрачивая много энергии и не замечая утомления.

Взрослым необходимо регулировать физическую нагрузку, учитывая возраст ребенка, его физические силы и возможности. Не допускать излишнего возбуждения, перегревания от непрерывных действий.

Детям следует подсказать несколько интересных игр и развлечений с санками на площадке.

Санный поезд.

 Распределившись парами, дети постарше катают младших вначале по прямой дорожке, затем с поворотами - вокруг сугроба, дерева; - соревнуются в скорости катания. Затем двое малышей везут одного старшего.

Можно соединить, двое санок  - два ребенка сидят на санках, двое везут.

Взрослые помогают детям организовать упражнения и игры с учетом состояния погоды. В холодные дни больше движений, игр-соревнований, и поэтому необходимы игрушки и пособия, стимулирующие двигательную активность (санки, лыжи, клюшки и шайбы, вожжи др.). В тёплую погоду хорошо лепить из мягкого снега снеговиков, снежки, строить крепости и др.


Комментариев нет:

Отправить комментарий